|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Статьи по МСФО - назначение, цели, применение22.12.2011 Интегрированная отчетность — новая модель отчетности для бизнеса
Автор: К. В. Сорокина,
«Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты» № 7, 2011 В настоящее время в целях многих компаний над долгосрочными задачами улучшения жизни общества часто преобладают краткосрочные выгоды, запуская механизмы более агрессивного в отношении рисков бизнес-поведения и моделей принятия решений. Это не может не привести к рыночной нестабильности такого масштаба, который угрожает целым отраслям и экономикам стран. Один из аспектов критики настоящей модели корпоративной отчетности состоит в том, что сейчас в ней не уделяется достаточно внимания таким факторам, как риск, стратегия, надзор и устойчивость бизнес-модели предприятия. Защитники новой модели интегрированной отчетности предполагают, что включение всех этих нефинансовых, но тем не менее критичных для функционирования бизнеса компонентов в отчетность позволит улучшить ее качество и отразить существенное влияние фактора окружающей среды, социального и надзорного факторов (environmental, social and governance, ESG): здесь речь идет об использовании природных ресурсов, защите прав человека и воздействии бизнеса на общественные явления и изменения климата. Новая модель рассматривается как возможный способ получения более полной картины деятельности отчитывающегося предприятия, отражающей риски и возможности и более логично увязывающей воедино факторы ESG и финансовые результаты. Целью является создать единую и всеобьемлющую концепцию корпоративной отчетности, которая была бы структурирована вокруг стратегических задач организации, ее модели бизнеса и корпоративного управления. Задачи такой концепции сформулированы следующим образом: • Удовлетворить информационные потребности долгосрочных инвесторов, показав последствия принятия решений в долгосрочной перспективе. • Отразить взаимосвязь между факторами ESG и финансовыми факторами в принятии решений, влияющих на долгосрочные результаты деятельности бизнеса, сделав понятной и прозрачной связь между устойчивостью бизнеса (sustainability) и его экономической ценностью (economic value). • Обеспечить формат отчетности по ESG-факторам для систематического включения в процесс принятия решений. • Сместить акцент в показателях оценки результатов работы бизнеса с краткосрочных на долгосрочные. • Отразить в отчетности больше информации, которую использует менеджмент для ежедневного управления операциями. На схеме 1 представлены основные компоненты интегрированной отчетности, которые должны найти свое место в разрабатываемой концепции: уже публикуемая сейчас в разных формах финансовая информация, информация по социальному фактору и влиянию бизнеса на окружающую среду, информация по реализации надзора и существующим компенсациям руководства, а также комментарии менеджмента. Схема 1. Структура концепции интегрированной отчетности Идея разработки и использования «новой модели отчетности бизнеса» далеко не нова. Стало уже своего рода традицией в периоды экономических катаклизмов говорить о несостоятельности старой модели отчетности бизнеса и призывать к существенному реформированию — вплоть до разработки кардинально нового подхода. История таких обсуждений начинается с 70-х гг. прошлого столетия, и один тот факт, что глобальное применение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) согласовывается уже более 30 лет, позволяет понять сложность достижения глобального консенсуса. Но даже если оставить в стороне вопросы практической реализации новой модели, на концептуальном уровне не существует единого подхода ни к «моделированию» бизнес-отчетности, ни к самой необходимости столь кардинальных изменений. Только на основе формального применения четкого определения «модели» можно отсеить большое количество предлагаемых вариантов. Термин «модель бизнес-отчетности» используется в учетной литературе достаточно свободно. Кристиан Нильсен определяет основные характеристики модели бизнес-отчетности следующим образом: • цель ( внешняя коммуникация); • описание содержания; • структура раскрытия этого содержания; • метод получения данных. На схеме 2 изображена задача объединения двух видов отчетности при создании третьей бизнес-отчетности, но будет ли это «грамотное» сложение моделей или будет создана принципиально новая модель, пока неясно. Отчетность вынуждена эволюционировать из-за необходимости отражения изменений в самом бизнесе, в информационных технологиях, в потребностях пользователей. В различных юрисдикциях существуют различные требования. В рамках одной юрисдикции, как правило, встречаются разные подходы к различным предприятиям — в зависимости от их размера, вида собственности и деятельности. И наконец, меняются сами требования — это непрерывный процесс. Но насколько процесс этих изменений должен отражать революционный характер заявлений об их необходимости? Схема 2. Бизнес-отчетность — интегрированная модель Основная критика существующей модели финансовой отчетности сейчас сосредоточена в следующих областях: Финансовая отчетность не решает поставленных перед ней задач,или, другими словами, создает ложное впечатление о компании у пользователей, потому что она «историческая» — отражает результаты прошлых событий, количественная и «только финансовая». Существующая модель неадекватно отражает нематериальные активы большинство нематериальных активов, созданных «внутри» компании, не проходят тест на признание активов в соответствии с МСФО и поэтому не показываются на балансе компании. Несостоятельность оценок по текущей стоимости в период финансового кризиса и после него были высказаны большие сомнения в правомерности использования оценок по справедливой стоимости или по рынку, хотя это не совсем одно и то же. Заявляется, что оценка по справедливой стоимости, по крайней мере финансовых инструментов, приводит к усилению финансового кризиса. Несостоятельность оценок по исторической стоимости этот аргумент существует уже больше 60 лет и прямо противоположен предыдущему: новый подход должен базироваться на текущей стоимости. Формы текущей стоимости варьируются во времени, в последнее время актуальна справедливая стоимость. Проблемы признания обязательств и раскрытия информации о финансовых инструментах в прессе представителями профессии бухгалтерами и аудиторами многократно высказывалось мнение о том, что некоторые из существующих практик, диктуемые требованиями МСФО, неадекватны. Как видно из определения модели, под бизнес-отчетностью понимается не только годовой отчет. Для многих компаний годовой отчет уже давно стал только малой частью той информации, которая раскрывается внешним пользователям, и к тому же самая важная информация, например прибыли за год, уже оказывается донесенной до общественности к тому времени, как появляется годовой отчет. Распространение XBRL Еще одним из аспектов критики существующей ситуации является не только содержание модели, но и способ «доставки» информации до пользователя. Здесь большие надежды связывают с новым методом «маркировки » финансовой информации в отчетности или присваивания тегов — XBRL (Business Reporting Language). Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) разъясняет, что «теги уникально идентифицируют отдельные данные в финансовой отчетности компании, так что по ним можно легко делать поиск в Интернете, их можно загружать в расчетные таблицы, базы данных и использовать в любого рода сравнительной и аналитической работе инвесторов, аналитиков и журналистов». Распространение XBRL растет: SEC постепенно вводит требования для публичных компаний США предоставлять информацию в формате XBRL, и процесс начался с самых крупных компаний; в Великобритании этот формат уже используется и для налоговых файлов, и для системы хранения информации о публичных компаниях (Company House), и это требование станет обязательным уже через несколько лет. Руководителем XBRL Int. было заявлено, что если бы использование этого языка было повсеместным, финансовый кризис можно было бы предотвратить. Нефинансовая информация в отчетности Спор по поводу целесообразности создания и внедрения модели нефинансовой отчетности уже практически выигран сторонниками «моделирования» если существует жестко регулируемая финансовая отчетность, содержащая четкие инструкции о том, что должно быть раскрыто, как это следует оценивать и как представлять, то почему не реализовать похожий подход для нефинансовой отчетности? Согласно отчету компании «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Reports, за последние 10 лет объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54 % годового отчета (выборка взята из публичных компаний Великобритании). Годовой отчет холдинга HSBC прекрасно иллюстрирует мысль об увеличении объемов бизнес-отчетности в целом и ее нефинансовой части в отдельности: Годовой отчет холдинга HSBC
При этом, несмотря на такое количество нефинансовой информации, как таковой общепринятой модели нефинансовой отчетности, соответствующей определению, не существует. Есть только обязательные требования органов различных юрисдикций — в основном требования комиссий по ценным бумагам и биржам и Европейского совета: • для публичных компаний раскрывать любую информацию, которая с большой вероятностью может повлиять на цену акции; • некоторые принципы, применяемые к некоторым частям бизнес-отчетности, такие как бизнес-обзоры в Европе; • более конкретные требования по раскрытию отдельных категорий информации, например относящейся к директорам компании. Огромное количество информации, раскрываемой компаниями добровольно, отражает желания менеджмента донести эти сообщения до внешнего мира и его предположения о том, что внешнему миру было бы интересно. Поэтому модель, которая говорит ответственным за подготовку информации, что они должны делать, а пользователям — чего они могут ожидать; модель, которая обеспечивает достаточный уровень раскрытия и, что, может быть, самое важное, гарантирует приемлемый уровень сравнимости информации, — такая модель нефинансовой отчетности по крайней мере внесла бы определенный порядок в «хаос», существующий сейчас.
Содержание номера |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|